(495)798-27-00
online
(926)165-62-82
online
Все наши архитекторы и дизайнеры закончили Московский Архитектурный институт
Просто позвоните нам и запишитесь на бесплатную консультацию дизайнера

Тайны ковров

ковры

О коврах – либо хорошо, либо ничего. Невозможно представить себе интерьер в Английском стиле или Французский шик без красивого ковра. Так или иначе, им уже несколько тысяч лет. Одни из старейших предметов интерьера умудрились дойти до нас практически в первоначальном виде. На одном из первых в истории стульев, который принадлежал египетскому фараону, вы вряд ли почувствуете себя комфортно. А вот от ковра, аналогичного тому, что украшал дом древнего кочевника, вряд ли бы кто-то отказался. Впрочем, альтернатив тоже хватает: современные ковры сильно различаются между собой и по материалу изготовления, и по способу производства.

 

СПОСОБЫ ПРОИЗВОДСТВА

 

О коврах – по всей видимости, в виду как раз богатых и давних традиций производства, написано уже столько, что практически нечего добавить. Однако некоторые факты являются не такими широкоизвестными . Допустим, многие догадываются , что шерстяные ковры гораздо ,более износоустойчивы , чем шелковые, но не многим известно , что, например, шерстяной ковер,произведенный в Европе машиной, будет служить 50, максимально 100 лет, а персидский, изготовленный вручную, – минимально150. В странах Европы выпускают в основном только ковры машинного производства, а вот натуральный восточный – если, конечно, это не контрафакт –обязательно должны быть изготовлены вручную. Мастер-ткач тщательным образом подбирает нитки для работы – они должны непременно быть хорошо прокрашенными и плотными.Отличить ручную работу от машинной довольно просто. Ковер, сотканный мастером без использования машин, это одинаковый рисунок с обеих сторон имеет одинаковую яркость, а основа практически не видна , даже если раздвинуть в стороны ворсинки. Узлы при ручной работе затянуты одинаково сильно. Машина не дает такого качества, в ней по разному лежит моток ниток в определенный момент. Еще один признак машинной работы – пришитая к ковру бахрома. Тогда как в изделиях ручного труда бахрома является продолжением нитей основы ковра. В настоящих коврах, изготовленных вручную, всегда имеются мелкие дефекты. Ищите любой дефект, он является 100% доказательством, что ковер выполнен вручную. Все это применимо, в первую очередь к коврам, сделанным “по-старому”.

 

Но, все же традиционный метод изготовления вовсе не предполагает использование только традиционного узора. Темболее – многие нынешние дизайнерские ковры, авторами которых зачастую являются знаменитые деятели индустриимоды, тоже изготавливаются вручную. И вызывающие картины от Вивьен Вествуд, и броские, геометричные от ПолаСмита, и «животные» вариации Дианы фон Фюрстенберг. Например, канадская художница Зои Лондайк, ковры которой были объявлены лучшими на одном из специализированныхпоказов, трудится только над ними и в сторону высокой моды даже не поглядывает. Рисует, в частности, картину (частодовольно абстрактную), а затем Непальские ткачихи аккуратно воссоздают ее полотна. Из этого можно сделать вывод,что авангард и индивидуальный подход в коврах вполне совместимы!

ковры


Много дизайнерских ковров, однако, производятся методом тафтинга. Основание прошивается большим количеством иголочек – действия  тафтинг-машины сильно  напоминают работу швейной машины, а для фиксирования ворса применяется еще и вторичная основа. Этот способ  в отличие от  традиционного предлагает много новых занимательных возможностей: создавать вставки из меха, металла и кожи, взаимодействовать с яркими цветами и, конечно, существенно удешевлять изделие. Тафтинговый ковер с дизайном от Missoni, к примеру, на порядок дешевле того же Пола Смита в индивидуальном ручном исполнении от бренда  TheRugCompany.

В конечном счете, преимущества этих способов можно сочетать, принявшись за выполнение скульптурного ковра. Он создается только по заказу с учетом  индивидуальных эскизов, и взамен тафтинг-машины используется особый пистолет, при помощи которого, происходит фиксация нити на основании. Его преимущество в том, что, кроме облицовки разнообразными вставками, появляется возможность посредством меланжирования и выстригания увеличивать рельефность. Например, делать пространственные рисунки и надписи.

В скульптурных коврах могут применяться синтетические материи. Однако ковры ручной работы исполняются только из шелка, хлопка, шерсти, кашемира, льна и,  следовательно, значительно дороже ковров машинного производства. Например: машинное производство выпускает за сутки на единственном станке от 2 до 2,5 тысяч кв. м коврового покрытия, выполнение  же ковра ручной работы десятком мастеров будет завершено за 2-3 месяца!

Немудрено, что цены на отдельные  ручные ковры вырастают до астрономических высот. Не говоря уже о старинных и о дизайнерских коврах, когда к оплате работы ткачей прилагается плата за бренд. Например, в 2008 году на торгах Christie’s персидский шелковый ковер, изготовленный в начале 17  века, приобрели за  4,5 млн. долларов! И это при довольно малых размерах 170х230 см.

Но самым дорогостоящим ковром на сегодняшний день является ковер, предназначавшийся в подарок пророку Мухаммеду. А именно, его гробнице в Медине. В своем религиозном усердии мастера 19 века украсили шелковое полотно бусинами, изумрудами, рубинами, бриллиантами и жемчугом, причем бусин и жемчужин на каждом квадратном  дециметре ковра расположено более 5000! Поэтому ковер именуется «жемчужным». Работа была столь усердной и тяжелой, что к моменту ее окончания автор подарка (индийский махараджа) умер и ковер хранился в семье еще около 200 лет. До тех пор пока,  на аукционе Sothby’s 2009 года неизвестный приобрел это жемчужное великолепие за 5,458 млн. долларов.

МАТЕРИАЛЫ


Множество ковров ручной работы изготавливается из овечьей шерсти – поскольку она довольно проста в обращении. Конечно, козья шерсть крепче, а верблюжье руно эффектно сверкает, но оба эти материала тяжело красить. Поэтому самые дорогие персидские ковры создают из бараньей шерсти, а ковры лидера европейского машинного производства – Бельгии – ткут из шерсти овец с Новой Зеландии.

Шерстяные ковры имеют хорошие звуко- и теплоизоляционные свойства, устойчивы к износу, загрязнению. Удерживают тепло зимой и препятствуют нагреванию помещения летом. Шерсть способствует регулированию баланса температуры и влажности воздуха в помещении, улавливая тепло и возвращая влагу по мере необходимости. Но если в семье есть аллергики, то предпочтительней приобрести  ковер из акрила – синтетического аналога шерсти.

Частично синтетическими являются ковры, в которых шерсть дополнена искусственными нитями – акрил, полиэстер, нейлон. Содержание синтетических добавок, как правило, находится на уровне 20-50%. Причем не всегда наличие таких волокон снижает цену ковра. Полиамид, в частности, включают в состав обычных ковров для увеличения их износостойкости, а не для снижения стоимости изделия.

ковры
К группе синтетических ковров принадлежат изделия из акрила, нейлона, полиэстера. Они могут иметь различные формы, расцветки и  размеры. Их вес намного меньше натуральных (что крайне важно при транспортировке). Моль невосприимчива к таким коврам. Им не страшны ни грязь, ни вредоносные бактерии, а  также они не вызывают аллергию, легки в уходе и долговечны.

Ковры, исполненные из естественных материалов, могут стоить в 2  раза дороже созданных из синтетики.

А вот ковры из вискозы находятся между синтетическими и натуральными. Вискозное волокно изготавливается из натурального материала – целлюлозы – и по виду похоже на шелк. Ковры из этого сырья отлично имитируют дорогие шелковые изделия, при меньшей цене.

 

ТЕХНИКИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ.


При изготовлении  тканых ковров ворс помещается прямо в основу.  Ковер выходит цельным, а не составным. При производстве  дешевых ковров ворс распускают для уменьшения расхода нити. С коврами высоко качества такого никогда не делают. Но и нити для такого изделия специально обрабатывают – для сохранения ковра от воздействия насекомых, придания им противоаллергенных свойств, снижения возможности собирать статическое электричество, повышения долговечности цвета.

Паласы (как правило, монотонные или полосатые), килимы (с рисунком), сумахи (ковры с орнаментом, который делается при помощи добавочной третьей нити), менее известные шадда, ямани, зили – все это тканые ковры (также е известные как без ворсовые). Они наиболее просты в изготовлении, и, следовательно, недороги.

ковры
У плетеных ковров ворс однозначно есть – он получается из особо завязанных узелков. А цена зависит сложности рисунка и вплетённых шелковых нитей, которые добавляют ковру глянцевый блеск, а рисунку объем. Плетеные ковры  являются более мягкими и  плотными, чем тканые, поэтому их нередко укладывают на пол.  А ткаными же коврами  большинство украшает стены.

Здесь большое значение  имеет высота ворса. Она устанавливает мягкость ковра, степень сложности  ухода за ним и, разумеется, стоимость. Если у ковра маленький ворс (до 5 мм), то его можно расположить  в коридоре, ковёр с ворсом, имеющим высоту 5-15 мм, подходит для столовой и кабинета, а пушистые ковры (выше 15 мм) предпочтительней располагать в спальне или гостиной.

Ворсовые ковры также разделяются на одноуровневые (петли  имеют одну высоту) и многоуровневые, с рельефным орнаментом, полученным за счет различающейся  высоты петель. Ценность таких ковров намного выше.

Добротностьворсового ковра можно определить, посмотрев на его плотность: в коврах ручной работы на 1 кв. см располагается  до 900 узлов. Плотность ворса, тип нити, его высота сказываются цену изделия. Самыми доступными по цене являются ковры из полипропиленовой нити BCF – имеют плотность более  150 тыс. ворсовых точек на квадратный метр и высоту 6-7 мм. Но и срок службы такого ковра очень мал – от 1 до 3 лет. Тем более, полипропиленовые ковры здорово электризуются, довольно восприимчивы к воде и с трудом чистятся пылесосом.

Наконец, войлочные (валяные) ковры – фактически не  являются коврами. Их производят по иной технологии – по той же, по какой их создавали древние кочевники, для  утепления своих непостоянных  жилищ снаружи. Так что и сегодня войлочный ковер  является хорошим  способом утепления пола. К слову, сейчас валяные изделия очень распространены – наряду с коврами, сшитыми из кусочков шкур овцы, козы, лисы.

Ковры невозможно подразделять на «хорошие» или «плохие» по географическому признаку. Нормальные мастера и качественная продукция существует повсюду. А реплику можно купить даже под видом персидского ковра. Шерстяной ковер российского машинного производства будет на 30-50% дешевле импортного. Причем создают  ковры и у нас, и за границей на немецкой или бельгийской технике.

 

Самыми дорогостоящими  являются ковры из стран с древними традициями ручного ковроткачества – Непал, Индия, Иран (бывшая Персия). Но что особенно приятно – в России тоже начали появляться художники и квалифицированные ткачи, которые занимаются изготовлением настоящих шедевров, не прибегая к помощи мастериц из Непала. Мы имеем свою – хоть и  молодую – коверную культуру.

 

© Студия дизайна Идеал-дизайн интерьера , 2011   Все права защищены

ИП Еремеева Евгения Александровна ОГРН 316774600055271

г. Москва, Нахимовский проспект, д.24 "ЭКСПОСТРОЙ"

Карта сайта

e-mail: studioideal@mail.ru
п»ї